your text here ... read more

your text here ... read more

your text here ... read more

your text here ... read more

your text here ... read more

Навигация

Лента новостей
Главная страница
Сведения об образовательном учреждении
Основные сведения
Дата создания образовательной организации
Учредитель образовательной организации
Место нахождения образовательной организации и её филиалов
Режим и график работы образовательной организации
Контактные телефоны, адрес электронной почты, сайт образовательного учреждения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Устав образовательной организации
Изменения и дополнения в Устав
Лицензия на осуществление образовательной деятельности
План финансово – хозяйственной деятельности
Правила внутреннего распорядка для обучающихся и их родителей
Политика МАУДОД ДЮЦ Импульс
Положение об официальном сайте муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей г. Хабаровска Детско-юношеский центр Импульс в сети интернет
Положение О порядке обработки персональных данных обучающихся в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования детей г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Импульс»
Положение О порядке обработки персональных данных сотрудников в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования детей г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Импульс»
Положение Об обработке и обеспечении безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования детей г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Импульс»
Типовое согласие родителей на обработку персональных данных учащихся, и на обработку персональных данных учащихся в сети Интернет
Коллективный договор
Правила внутреннего распорядка сотрудников
Отчет о результатах самообследования
Нормативная документация
Нормативно-правовые документы государственного уровня (Приказ 462)
Нормативно-правовые документы МАУ ДО ДЮЦ «Импульс
Материалы самообследования подготовки водителей ТС категории "B"
Материалы самообследования
Приказ об организации платных образовательных услуг 2016-2017
Положение о порядке оказания платных образовательных услуг
Договор об оказании платных образовательных услуг
Прейскурант цен на дополнительные платные образовательные услуги на 2016-2017
Предписание органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний
Иные нормативные документы
Нормативно-правовые документы государственного уровня
Профессиональный стандарт
Закон об образовании
Федеральный закон о дополнительном образовании
Целевая программа развития дополнительного образования
Межведомственная программа развития дополнительного образования
Постановление мэра № 1004
Постановление мэра № 4125
Приказ от 29 августа 2013 года N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
Концепция развития дополнительного образования детей
Нормативно-правовые документы МАУ ДО ДЮЦ «ИМПУЛЬС»
Охрана труда
Социальная поддержка
Экспертная комиссия
ПОЛОЖЕНИЕ об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся детских объединений
Положение о конфликтной комиссии
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
Положение о закупках
Положение № 48 «О порядке привлечения расходования и учета добровольных пожертвований физических и юридических лиц и целевых родительских взносов»
Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 101
Договоры безвозмездного пользования со школами
Модельный кодекс
Договор безвозмездного пользования нежилым помещением
Показатели и критерии оценки эффективности деятельности для установления стимулирующих выплат педагогическим работникам МАУ ДО ДЮЦ Импульс
Образование
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам с указанием бюджета
Язык образования
Учебный план
Образовательная программа
2015-2016
2016-2017
2017-2018
Расписание
Реализуемые образовательные программы, описание программ их копии
Календарные учебные графики
Методические и иные документы, разработанные для обеспечения образовательного процесса
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Сведения о руководителе образовательной организации, его заместителях
Специалисты
Персональный состав педагогических работников
Материально – техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
МТБ центр, структурное подразделение
МТБ школы
МТБ профессиональная подготовка водителей транспортных средств категории «В»
Охрана здоровья обучающихся
Условия питания
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Трудоустройство выпускников
Наличие мер социальной поддержки обучающихся
Наличие мер социальной поддержки сотрудников
Проезд в общественно-городском транспорте
Платные образовательные услуги
Часы приема специалистов занятых в сфере платных дополнительных образовательных услуг
Нормативная документация в сфере оказания платных дополнительных образовательных услуг
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"
Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам"
Учебный план
Кадровый персонал, занятый в сфере платных дополнительных образовательных услуг
Важные контакты
Расписание
Положение «О порядке оказания платных дополнительных образовательных услуг МАУ ДО ДЮЦ «Импульс»
Прейскурант услуг
Перечень платных образовательных услуг
Поступление и расходование средств
Фактические поступления
Условия приема в платные и бюджетные объединения
Информационная листовка
Мониторинг системы платных образовательных услуг
Оформление платных дополнительных образовательных услуг
Финансово – хозяйственная деятельность
Объем образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов
Поступление финансовых и материальных средств, их расходования по итогам финансового года
Вакантные места для приема
Количество вакантных мест для приема по каждой образовательной программе
Независимая оценка качества
ССИТ
Реестр надежных поставщиков
Министерство образования и науки Хабаровского края, Управление образования администрации г. Хабаровска
Общественное признание учреждения в социуме
Качество образовательного процесса
Национальный реестр
Зажги свою звезду
2010
2011
2012
2013
2014
Публичный отчет
2011
2012
2013
2014
w015
2016
Профориентационная работа
Куда пойти учиться?
Благотворительная деятельность
Нормативные документы
Важные телефоны
План/отчет предупредительных мероприятий, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в МАУ ДО ДЮЦ «Импульс»
Поступление и расходование средств
Фактические поступления
Оформление добровольных пожертвований
Коллегиальные органы управления учреждением
Положение о наблюдательном совете
Протоколы Наблюдательного совета
2013 год
2014 год
2015 год
Положение о педсовете
Положение об общем собрании трудового коллектива
Органы общественно-государственного управления
Детская организация самоуправления «Удача»
Структура ДО «Удача»
Положение о детской организации самоуправления «Удача»
Устав добровольческого отряда «Удача»
Наши дела
Наши награды
Положение о совете родителей
Протоколы Совета родителей
Услуги в электронном виде
Общая информация
Административный регламент
Приказ 482 Об утверждении административных регламентов о предоставления муниципальных услуг
Сведения об услуге
Педагогический состав
Педагогический состав (платные образовательные услуги)
Педагогический состав (бюджетные образовательные услуги)
Доступная среда
Нормативные документы
Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»
Электронный паспорт доступности (Антенный, 3)
Электронный паспорт доступности (Дежнёва, 19а)
Паспорт доступности (Антенный, 3)
Паспорт доступности (Дежнева, 19а)
Карта доступности (Антенный, 3)
Карта доступности (Дежнёва, 19а)
Дистанционное обучение
Ярмарка талантов
Советы психолога
Английский язык
Общеукрепляющие игры
Дыхательная гимнастика
Оздоровительная гимнастика для глаз
Игры для детей при заболевании органов дыхания
Психологические тесты
Автомобильный кружок
Шашки, шахматы, игра ГО
Обратная связь (электронная приемная)
Воспитательная работа
Безопасность дорожного движения
Реализация программы "Добрая дорога детства"
«Безопасное колесо 2015» среди ГОЛ
Для учащихся
Для вас, родители
Полезные ссылки
Дорогою добра
Программа
Планы и отчеты по реализации программы
Содружество
2014 год
2015 год
Семья
Импульс – территория здоровья
Зеленый дом
Программа
Планы и отчеты по реализации программы
Досуг
План на месяц
Отчет за месяц
Программа «Внимание Подросток!»
Отчеты за месяц
Моя родина – Россия
Мероприятия
План реализации программы "Моя родина - Россия"
Достижения учащихся
Полезные ссылки
Общественно-полезная деятельность
Работа на жилмассиве, Содружество
Музей "Исток"
Справка о музее
Планы и отчеты по работе музея
Направления музейной работы
Фондовая деятельность музея
Методическая деятельность
Методический опыт работы
Поисково-исследовательская деятельность
Экспозиционно – выставочная деятельность
Культурно – образовательная деятельность
Социально – значимая деятельность
Наши достижения
Наши результаты
Фотогалерея
О нас пишут
Полезные ссылки
Библиотека
Планы и отчеты по работе библиотеки
Книжная полка
Массовая работа
Эколята- молодые защитники природы
Новости
Документы
Мероприятия
Достижения
Проекты, конкурсы
СМИ
Результативность
Планы
Учебный план
Планы на месяц
Отчеты
Прочие отчеты
За учебный год
2015-2016
2016-2017
За месяц
2015-2016
Финансовое состояние
Баланс
Работа с кадрами
Методическая копилка
Методические разработки
Открытые занятия педагогов
Инновационная работа
Аттестация
Нормативные документы
Методические рекомендации по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Положение об аттестации заместителей руководителей. руководителей структурных подразделений
Правила проведения аттестации педагогических работников
Порядок аттестации педагогических работников
Положение №54
Аттестация 2014-2015
Аттестация руководящих кадров
Приказ
План работы аттестационной комиссии
Протоколы
Аттестация педагогических работников
Приказ
План работы аттестационной комиссии
График прохождения аттестации
Протоколы
Аттестация 2013-2014
Приказ
План работы аттестационной комиссии
Протоколы
Аттестация 2012-2013
Приказ
План работы аттестационной комиссии
График прохождения аттестации
Протоколы
Импульс – corporation
Модель кодекса профессиональной этики педагога
Подготовка водителей категории "В"
Платное обучение.
Документы необходимые для зачисления в платную группу
Заявление
Документы необходимые для сдачи экзаменов в МРЭО ГИБДД для лиц старше 18 лет
Материально-техническая база
Положение (материалы) по промежуточной и итоговой аттестации
Автодром
Учебные кабинеты
Объявления
Расписание
Бюджетное обучение.
Документы необходимые для зачисления на бюджетное обучение
Заявление
Документы необходимые для сдачи экзамена в МРЭО ГИБДД после бюджетного обучения
Материально-техническая база
Методическое обеспечение
Положение (материалы) по промежуточной и итоговой аттестации
Мониторинг обучающихся по программе "Подготовка водителей категории "В"
Расписание бюджетное обучение
Автодром
Учебные кабинеты
Объявления
Новости
бюджет,объявление
Сдаём экзамен в ГИБДД
В формате каникул
Зима 2014\2015
Объявление в профильный лагерь
План новогодних мероприятий
Расчет путевки
Весна 2015
Объявление в лагерь
Расчет путевки
Отчет-самоанализ об организации весенних каникул в 2015 году
Лето 2015
Объявление в лагерь
Расчет путевки
Программа организации летнего отдыха "Радуга Дуга"
Отчет по реализации программы летнего отдыха "Радуга Дуга"
Осень 2015
Объявление в лагерь
Об организации каникулярного отдыха
План на осенние каникулы
Расчет путевки
Реализация программы профильного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Я АРТИСТ"
Реализация программы осенних каникул "ЯРМАРКА ТАЛАНТОВ"
Зима 2015/2016
План мероприятий на зимние каникулы
Весна 2016
Объявление в лагерь
План весенних каникул 2016
Расчет путевки
Весенние каникулы 2016 Отчет
Лето 2016
Летняя оздоровительная компания
Организация работы летнего лагеря
Расчет путевки
Программа летней оздоровительной кампании
План мероприятий ДЮЦ Импульс. Лето 2016
Реализация программы
Все профессии нужны, все професси важны
Реализация проекта
Информация о профессиях
Мероприятия
Организация работы профильного лагеря "Все работы хороши"
Осень 2016
Объявление в лагерь
Расчет путевки
План мероприятий ДЮЦ «Импульс». Осень 2016
План работы профильного лагеря
Зима 2016/2017
План мероприятий ДЮЦ "Импульс" зима 2016/2017
Объявление в лагерь
Расчет путевки
Весна 2017
План весенних каникул 2017
Лето 2017
Объявление в лагерь
План мероприятий ДЮЦ "Импульс" Лето 2017
Расчет путевки
Реализация программы. Лето2017
Отчеты
Осень 2017
Объявление в лагерь
План мероприятий ДЮЦ "Импульс" Осень 2017
Расчет путевки
Кабинет психолога
Полезные советы
Психолого-педогогическая поддержка образовательного процеса.
Тренинги
Мониторинг
ПЛАН работы пед.-психолога на год
Так уж повелось...
И это все о нас
Внимание! Конкурс!
Конкурс "Зажги звезду!"
Поздравляем!
Достижения центра
Карта сайта
Главная Сведения об образовательном учреждении Документы Иные нормативные документы Нормативно-правовые документы государственного уровня Концепция развития дополнительного образования детей

Концепция развития дополнительного образования детей

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 сентября 2014 г. N 1726-р

 

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития дополнительного образования детей (далее - Концепция).

 

2. Минобрнауки России совместно с Минкультуры России и Минспортом России разработать в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Концепции и внести его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

 

3. Реализация Концепции осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

 

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

 

 

 

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 4 сентября 2014 г. N 1726-р

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

I. Общие положения

 

В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.

 

Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.

 

Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:

 

свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;

 

вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

 

доступность глобального знания и информации для каждого;

 

адаптивность к возникающим изменениям.

 

Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.

 

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

 

Концепция развития дополнительного образования детей (далее - Концепция) направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

 

Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации.

 

В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.

 

Отказ государства от решения этой задачи может привести к рискам стихийного формирования идентичности в периферийных (субкультурных) пространствах социализации.

 

Средством профилактики этих рисков, ответом на вызовы глобализации становится проектирование персонального образования как информационно насыщенного социокультурного пространства конструирования идентичности.

 

Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.

 

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

 

Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

 

Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:

 

участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

 

возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

 

право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;

 

неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;

 

вариативный характер оценки образовательных результатов;

 

тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;

 

возможность на практике применить полученные знания и навыки;

 

разновозрастный характер объединений;

 

возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.

 

Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

 

нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

 

возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;

 

благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства.

 

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

 

В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.

 

 

II. Состояние и проблемы дополнительного образования детей

 

 

В настоящее время возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.

 

На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

 

создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

 

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

 

формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

 

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

 

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

 

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

 

В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеоуроков.

 

Ответом на растущий спрос стало увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ. Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Получили распространение такие инновационные организационные формы, как парки и музеи науки, эксплораториумы, детские компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, 3-d моделирования и прототипирования и другие. Растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма.

 

Активно развивается негосударственный сектор дополнительного образования, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций.

 

Все это позволяет охватить дополнительным образованием более 60 процентов юных россиян в возрасте от 5 до 18 лет. При этом доступность и качество дополнительного образования сильно отличается в разных субъектах Российской Федерации.

 

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).

 

Развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.).

 

Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке.

 

Вместе с тем развитие общественных и экономических отношений, изменения технологического уклада, трансформация запросов семей и детей формируют новые вызовы, стимулируя использование конкурентных преимуществ отечественной системы дополнительного образования детей и поиск новых подходов и средств.

 

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в отсутствие конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дополнительного образования детей все же закрепляет полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования детей, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг, создает риски развития образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода.

 

Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней.

 

Инфраструктура современного дополнительного образования детей в массе своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.

 

Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.

 

Тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ. Однако обновление содержания дополнительного образования детей происходит медленно.

 

При наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра направлений конкурсных мероприятий (олимпиад, чемпионатов, соревнований) пока не обеспечен необходимый уровень системности проводимой работы, позволяющий реализовать ее потенциал как механизма мотивации семей, выявления талантливых детей, и мониторинга эффективности работы организаций дополнительного образования.

 

Существующая система нормативного регулирования ограничивает возможности использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации инфраструктуры.

 

 

III. Цели и задачи развития дополнительного

 

образования детей

 

 

Целями Концепции являются:

 

обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

 

расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

 

развитие инновационного потенциала общества.

 

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:

 

развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;

 

проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;

 

интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;

 

разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;

 

повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;

 

обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

 

обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

 

развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;

 

создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;

 

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;

 

создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

 

 

IV. Принципы государственной политики развития

 

дополнительного образования детей

 

 

Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.

 

Востребованы следующие инновационные инструменты государственного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на принципах общественно-государственного партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов сферы образования (детей, семей и организаций):

 

принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;

 

принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;

 

принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности;

 

принцип общественно-государственного партнерства в целях поддержки разнообразия детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ разной направленности и сетей организаций дополнительного образования, обеспечивающих приобщение детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе;

 

принцип расширения социальной и академической мобильности детей и подростков через дополнительное образование;

 

принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть "Интернет", социальные и интеллектуальные сети, издательства) к расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, ресурсов мобильного дистанционного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их самообразование и позитивную социализацию;

 

принцип содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации дополнительных общеобразовательных программ, психолого-педагогическому проектированию образовательных сред, стимулированию детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности;

 

принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций, организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса), к предоставлению возможностей в этих организациях реализации дополнительного образования детей и подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы);

 

принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация;

 

принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.

 

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:

 

свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

 

соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

 

вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

 

разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

 

модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

 

ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

 

творческий и продуктивный характер образовательных программ;

 

открытый и сетевой характер реализации.

 

 

V. Основные механизмы развития дополнительного

 

образования детей

 

 

Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:

 

формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;

 

межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;

 

создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы;

 

партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;

 

открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов;

 

создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг;

 

сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;

 

персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем;

 

единая система учета личных достижений детей в различных дополнительных общеобразовательных программах (включая программы внеурочной деятельности в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования), основывающаяся на едином открытом формате электронного портфолио и его представления на портале, с соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;

 

информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дополнительных общеобразовательных программ, организациях, образовательных результатах и о результатах общественно-профессиональной экспертизы этих программ;

 

обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования детей при использовании лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик;

 

поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом);

 

развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основной для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства;

 

опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ.

 

 

VI. Основные направления реализации Концепции

 

 

Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

 

формирование системы государственных требований к доступности услуг дополнительного образования детей;

 

формирование на федеральном уровне механизмов ресурсной поддержки региональных программ дополнительного образования детей;

 

модернизацию системы статистического учета вовлеченности детей в дополнительное образование и его результативности на основе интеграции электронных систем учета;

 

создание открытых сервисов информационного сопровождения (навигации) участников дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих в том числе поддержку выбора программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий;

 

включение в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ в сфере образования и науки услуг по реализации дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ с учетом их разнообразия, обязательств по размещению информации об этих программах;

 

нормативное, методическое и организационно-финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования в сетевых формах, территориальных образовательных комплексах (кластерах), обеспечивающих доступность инфраструктуры и вариативность образовательных траекторий;

 

внедрение механизмов поддержки организаций дополнительного образования, реализующих программы для детей в сельской местности;

 

поддержку дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также поддержку совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования детей;

 

проведение информационно-просветительской кампании для мотивации семей к вовлечению детей в занятия дополнительным образованием, повышению родительской компетенции в воспитании детей.

 

Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

 

ресурсную и нормативную поддержку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов;

 

разработку и реализацию модели разноуровневых дополнительных предпрофессиональных программ;

 

разработку и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей;

 

увеличение предложения, нормативную регламентацию, методическую и кадровую поддержку программ дополнительного образования, реализуемых в каникулярный период;

 

расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в образовательных организациях высшего образования (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, летних профильных школ (смен);

 

внедрение инструментов стимулирования расширения спектра программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки);

 

нормативное закрепление практик учебного характера обучающихся на реальных производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм, методическая поддержка их реализации;

 

создание необходимых условий для занятия молодежи техническими и военно-прикладными видами спорта, в том числе в системе Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России".

 

Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

 

формирование межведомственной модели управления сферой дополнительного образования детей, включая устранение ведомственных барьеров финансирования организаций;

 

внедрение и совершенствование современных федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам;

 

разработку и внедрение механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, эффективности деятельности образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей;

 

организацию регулярных исследований общественного заказа на содержание и формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;

 

поддержку существующей системы и развитие новых перспективных направлений олимпиад, конкурсов и разноуровневых соревнований для детей в системе дополнительного образования;

 

внедрение системы выявления и учета (в том числе при поступлении в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования) достижений детей в дополнительном образовании, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную (в том числе волонтерскую) деятельность.

 

Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей предполагает:

 

апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;

 

модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;

 

разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования;

 

создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, их профессионального и творческого развития;

 

расширение возможностей для работы в организациях дополнительного образования талантливых специалистов, в том числе в областях искусства, техники и спорта, не имеющих педагогического образования, в том числе через изменение квалификационных требований;

 

внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога;

 

привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности;

 

поддержку включения в систему дополнительного образования детей педагогических работников в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг дополнительного образования без получения лицензии на осуществление образовательной деятельности;

 

включение в основные профессиональные образовательные программы модулей по выбору обучающегося, относящихся к дополнительному образованию детей, включение в основные профессиональные образовательные программы педагогического, психолого-педагогического и дефектологического направлений обязательных модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью;

 

введение профилей дополнительного образования в двупрофильные программы бакалавариата, создание программ магистратуры, ориентированных на подготовку педагогов для системы дополнительного образования детей;

 

обеспечение модулей, относящихся к дополнительному образованию детей, к работе с талантливыми детьми и молодежью, площадками для проведения педагогической практики;

 

формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей (реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе ресурсных центров и лучших практик и др.);

 

модернизацию образовательных программ и увеличение объема подготовки управленческих кадров для сферы дополнительного образования детей с приоритетами в области менеджмента, маркетинга, образовательной деятельности, соответствующей профилю организации;

 

внедрение механизмов адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

 

поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования детей.

 

Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования предполагает:

 

развитие механизмов финансового обеспечения дополнительных общеобразовательных программ на основе нормативно-подушевого финансирования организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе внедрение методики определения численности обучающихся, финансируемых за счет бюджетных средств (по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.), в музыкальных школах, школах искусств и спортивных школах;

 

разработку и внедрение механизмов персонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программ и поддержки семей в получении дополнительного образования, в том числе компенсацию части платы за дополнительное образование для малообеспеченных и многодетных семей, включение дополнительного образования в состав направлений возможного расходования части подоходного налога (при внесении в законодательство права граждан распоряжаться частью подоходного налога), рассмотрение возможности снижения процентной ставки по кредитам при получении гражданами потребительского кредита на обучение по дополнительным общеобразовательным программам;

 

создание механизмов, расширяющих возможность частичной оплаты потребителями услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ (на принципах софинансирования государства и потребителя);

 

разработку предложений по созданию механизмов мотивации бизнеса в развитии дополнительного образования детей, в том числе с использованием системы льгот и преференций, включая налоговые;

 

выделение в муниципальном задании общеобразовательным организациям самостоятельного раздела на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для детей.

 

Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства предполагает:

 

обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному финансированию;

 

совершенствование (при необходимости - упрощение) лицензионных требований в сфере дополнительного образования детей для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

 

развитие механизмов, предусматривающих возможность снижения ставок арендной платы за государственное (муниципальное) имущество, для негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

 

использование механизмов налогового стимулирования для развития негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

 

предоставление государственных гарантий для перспективных инициативных проектов в сфере дополнительного образования детей;

 

увеличение масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, через систему грантов социально ориентированным некоммерческим организациям;

 

формирование механизмов стимулирования благотворительности физических и юридических лиц;

 

содействие развитию корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей.

 

Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей предусматривает:

 

создание в системе дополнительного образования детей на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации сети "ресурсных центров" для обеспечения технологической подготовки обучающихся, организации научно-технического, художественного творчества и спорта;

 

развитие сети организаций дополнительного образования в субъектах Российской Федерации в соответствии с демографическими тенденциями, социокультурными особенностями, градостроительными планами, стандартами определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры;

 

модернизацию и развитие инфраструктуры физического воспитания в организациях дополнительного образования в области физической культуры и спорта, инфраструктуры образования, досуга, отдыха детей и их оздоровления, музеев, библиотек и выставочных залов для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков;

 

воссоздание на новой основе (решение конкретных актуальных проблем муниципального и регионального уровней, включение детей в социально значимую деятельность) сети клубов (детско-взрослых, подростковых) по месту жительства;

 

внедрение современных условий реализации специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

 

ориентацию системы территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом с учетом интересов детей и молодежи, создание образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной деятельности;

 

развитие учебно-технической промышленности, включая производство оборудования, инструментария (музыкальных инструментов, спортивного инвентаря) и методических пособий для дополнительных общеобразовательных программ, в том числе через систему налоговых стимулов для предприятий, включение инвестиционных проектов в сфере дополнительного образования детей (интерактивных музеев, многофункциональных культурно-образовательных центров дополнительного образования) в перечень приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

 

создание условий для использования в системе дополнительного образования цифровых инновационных технологий, в том числе учебно-научно-производственных мастерских по цифровому дизайну и трехмерному прототипированию, мультипликационных и видео-студий;

 

стимулирование и поддержку средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть "Интернет" и др.) в расширении репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, программ мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков;

 

придание статуса учебных пособий учебно-методическим материалам в сфере дополнительного образования детей, способствующим реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (детская и научно-популярная литература, электронные образовательные ресурсы, тематические коллекции социокультурных ресурсов, научно-популярные фильмы, развивающие игры, имитационные модели).

 

Развитие неформального и информального образования предполагает:

 

расширение возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров) в дополнительном образовании детей;

 

поддержку общественных (охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории групп детей и подростков) медийных (использующих в качестве инструментов сервисы сети "Интернет", телевидения, радио, мультипликации) проектов, направленных на просвещение детей и подростков, формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции;

 

развитие программ открытого образования, создание в сети "Интернет" специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида;

 

поддержку развития сектора программ "учения с увлечением" (таких как эксплораториумы, "города профессий", парки научных развлечений, творческие мастерские, тематические парки);

 

нормативную, методическую и ресурсную поддержку развития детского образовательного туризма;

 

реализацию проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, современные виды занятий физической культурой и спортом).

 

 

VII. Этапы реализации Концепции

 

 

Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа: I этап - 2014 - 2017 годы и II этап - 2018 - 2020 годы.

 

На I этапе планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, а также создание механизмов ее реализации (управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения).

 

Будут внесены обеспечивающие реализацию Концепции изменения в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", включая уточнение объема необходимых для реализации Концепции бюджетных ассигнований.

 

Предполагается внесение изменений в законодательство Российской Федерации, обеспечивающих предусмотренные Концепцией институциональные изменения.

 

По приоритетным направлениям Концепции будут разработаны и реализованы в субъектах Российской Федерации пилотные проекты.

 

В субъектах Российской Федерации на основе Концепции будут разработаны региональные программы развития дополнительного образования детей, начнется их реализация.

 

На II этапе будет продолжено выполнение плана мероприятий по реализации Концепции, региональных программ развития дополнительного образования детей. Будет осуществляться распространение результатов пилотных проектов, а также лучших практик реализации Концепции в субъектах Российской Федерации. Особое внимание будет уделено модернизации инфраструктуры дополнительного образования.

 

Финансирование плана мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться из разных источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и частных инвестиций.

 

Начиная с I этапа Минобрнауки России совместно с Минкультуры России, Минспортом России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.

 

 

VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

 

Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты:

 

дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;

 

сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;

 

созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;

 

сформированы механизмы финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании;

 

семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;

 

сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления дополнительным образованием детей;

 

реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;

 

обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;

 

действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;

 

сфера дополнительного образования детей является привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы;

 

созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;

 

создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.

 

В результате реализации Концепции будут обеспечены:

 

повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования;

 

сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании;

 

рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни;

 

увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта;

 

укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации;

 

формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;

 

дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;

 

повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций;

 

повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет получения более высокого качества социальных результатов.